Госзаказ и контрактная система.

Госзаказ и контрактная система. 17.03.2017

Госзаказ и контрактная система.

Государственный заказ, государственный закупки, федеральная контрактная система.

Под государственным заказом понимается заказ на выполнение работ, поставку товаров или оказание определенных услуг за счет финансирования федеральным бюджетом, муниципальными образованиями.

Региональный заказ - это соглашение, заключенное между региональными заказчиком и исполнителем заказа в целях обеспечения нужд субъекта федерации. Региональные гос.заказы используются в качестве эффективной формы регулирования социально-экономического развития. Для наилучших условий конкуренции является формирование и размещение гос. заказа посредством проведения конкурсов, тендеров и аукционов, когда за получение подряда на определенную работу борется сразу несколько компаний. Для того, чтобы выиграть тендер или одержать победу в конкурсе, потенциальный исполнитель (ответственное лицо) должен обладать всеми необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками по работе с гос. заказом.

Основной функцией института государственного заказа, помимо удовлетворения государственных нужд, является стимулирование и стабилизация экономической системы на федеральном и региональном уровнях. К наиболее важным целям существования государственного заказа относятся:
  • Стимулирование и поддержка национальных производителей;
  • Регулирование и стимулирование экономики в определенных регионах и областях;
  • Ценовое регулирование в области товаров и услуг;
  • Мотивация для создания инноваций посредством формирования экономической предпосылки для созданиях новых технологий.

Актуальность и проблемы.


По результатам статистических исследований на 2016 год было выявлено, что все большее количество предприятий обращает свое внимание Государственный заказ. Известно, что проводить работу над гос. заказом может абсолютно любое предприятие, удовлетворяющее требования законодательства в области гос. заказа и конкурсным требованиям, выставляемых заказчиком. Принимать участие в конкурсах, аукционах по гос. заказу, размещенных на официальном сайте государственных закупок может как юридическое, так и физическое лицо. Так, в связи с проводимой государством политикой по поддержке малого и частного предпринимательства, работа с гос. заказом стала весьма актуальной и для бизнесменов. Стоит отметить, что гос. заказ не всегда подразумевает под собой крупномасштабные проекты, строительство или закупку товаров первой необходимости.

Ввиду сложившейся экономической ситуации на рынке и продолжающийся кризис, для большого количества предприятий стала весьма актуальной работа с гос. заказом, ведь это обеспечивает доход и определенную стабильность.

Гос. заказ в Российской Федерации регулируется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". До этого сфере госзакупок регулировалась 94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил силу).

Законодательство, регулирующее порядок формирования, механизмы размещения гос.заказа в Российской Федерации, основывается на Гражданском и Бюджетном кодексах Российской Федерации, а также постановлениях Правительства Российской Федерации и целом ряде федеральных законов, в том числе Федеральном законе № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральном законе № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», Федеральном законе от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предполагается, что рынок уже готов к тому, чтобы все виды закупок проходили в электронном виде. На данный момент торги проходят на электронных площадках.

Уполномоченным органом по нормативно-правовому регулированию государственного заказа в России является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов является Федеральная антимонопольная служба.

Государственный заказ в России и других странах.


Во всех странах госзаказ является одной из областей деятельности государственных органов власти, которая тесно связана с высоким уровнем коррупции. Большинство коррупционных действий отражается в лоббировании чиновниками интересов конкретных поставщиков. Сейчас удивительно, но изначально создание размещение гос. заказов было направлено на борьбу с коррупцией. Об этом свидетельсвует Указ Президента от 08.04.1997г. №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд».

Существующий на сегодняшний день в РФ институт государственного заказа нельзя назвать абсолютно эффективным. Это связано с отсутствием комплексного подхода к созданию законодательной базы, которая позволяет контролировать процесс государственных закупок абсолютно на всех его стадиях. Наибольшее количество коррупционных возможностей возникает еще в начале разработки госзаказа, то есть при его размещении. Самыми популярными видами нарушений при размещении гос. заказа являются ошибки в тексте объявлений о госзаказе, нереальные сроки выполнения работ, указание конкретных торговых марок и наименований, что исключает постановку товара схожего качества и многое другое. Виной этому и недостаточно эффективная работа антикоррупционного законодательства, и Федеральной антимонопольной службы. Также к рискам исполнения госзаказа относятся различные штрафные санкции, связанные с неисполнением госконтракта, и требования обеспечения исполнения госконтракта (банковские гарантии, обеспечительный платеж и т.д.)

Для максимально эффективного участия в размещении государственного и муниципального заказа необходимо учитывать большое количество нюансов и практических аспектов. Разобраться в сложностях госзаказа и 44ФЗ помогут семинары и тренинги по госзакзазу и контрактной системе КПО «Просвет».

Возврат к списку

Подпишитесь на анонсы

Вы можете получать актуальную информацию о новых семинарах, курсах и тренингах, подписавшись на нашу еженедельную рассылку.




КПО «ПРОСВЕТ» – это одна из крупнейших компаний, занимающаяся предоставлением услуг в сфере дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации.

Наша специализация – интенсивные краткосрочные семинары, рассчитанные на повышение профессионального уровня руководителей и специалистов во всех областях современного бизнеса, которые обеспечивают нашим клиентам высокую эффективность использования рабочего времени и максимальный уровень результативности от обучения. Мы создаем краткосрочные обучающие программы, позволяющие нашим клиентам быстро находить ориентиры и выбирать наиболее правильные пути решения своих задач в условиях существования огромных информационных потоков, которыми характеризуется современное общество. КПО "Просвет" проводит семинары и тренинги в Санкт-Петербурге, семинары в Москве и других городах России.

Семинары КПО "ПРОСВЕТ" проводятся для специалистов по направлениям: право и юриспруденция, финансовый анализ, налоги, государственный оборонный заказ (ГОЗ), закупки для государственных и муниципальных нужд, управление предприятием, строительная индустрия, логистика, ВЭД, кадровый менеджмент, делопроизводство, безопасность бизнеса, экологическая экспертиза, недропользование, госзаказ, энергетика, промышленная безопасность, водопользование. Открытые и корпоративные тренинги КПО "Просвет" организуются по темам: тренинг переговоров, тайм-менеджмент, руководитель, управление подчиненными и др.

Более подробная информация о компании

Вход на сайт