Cannot find 'template1' template with page ''
ТЕЛЕФОНЫ
+7 499 / 703-23-48 / +7 812 / 703-83-27 +7 499 / 703-23-48

Оффшоры как угроза экономической безопасности - 1

12.01.2010

Оффшоры как угроза экономической безопасности - 1

Оффшоры – реальная угроза экономической безопасности   России


Вячеслав Демин, доктор экономических наук, профессор

     Бегство капитала из страны через оффшоры – увы, не новая, но по-прежнему «болезненно» любимая тема российского руководства, которое в отличие от американского, французского, английского проводит здесь крайне непоследовательную политику. Так, еще в 2005 году в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию президент В.В.Путин заявил, что необходимо простимулировать приход капиталов, накопленных гражданами (в том числе и в оффшорах), в национальную экономику Эти деньги, по словам В.В.Путина, должны работать в нашей стране, а не «болтаться» в оффшорных зонах. Видимо, поэтому летом 2006 года были отменены последние ограничения по валютному регулированию, что резко ускорило отток капитала из России. Если в 2005 году, по данным экспертов Банка международных расчетов (БМР), «российские граждане и фирмы» держали на депозитах в иностранных банках $153 млрд., то в 2006 году за шесть месяцев «накопилось» уже $220 млрд. (рост в 1,5 раза). Если доллары перевести в рубли, то получается почти 5,8 трлн. рублей, что на 0,8 трлн. больше доходной части бюджета РФ в 2006 году, или 24% от ВВП страны в том же году. Следует подчеркнуть, что БМР привел данные за полгода, а показатели бюджета и ВВП рассчитаны на год.

     В январе 2007 года появилась информация о том, что Минфин России готовит  на 2008-2009 годы смену приоритетов  в налоговой политике и наступление  на оффшоры. Согласно проекту Минфин планировал в течение четырех лет планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать соглашения об избежании двойного налогообложения с оффшорными юрисдикциями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования. Главная новация – это предложение рассматривать доход «контролируемой иностранной компании» (зарегистрированной в оффшоре «дочки» российской фирмы) как прибыль российской материнской компании и, соответственно, облагать ее налогом в России. Специалисты крайне невысоко оценили идеи Минфина. Так. по мнению главы экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы М.Орлова, борьбой с оффшорами Минфин и ФНС пытаются оправдать свои неудачи в сборе налогов. «Объявить компанию с Британских Виргинских островов налоговым резидентом РФ можно. Но что делать с ней дальше – направлять туда инспекторов с проверкой?» - спрашивает эксперт. (Дело в том, на Багамах или Британских Виргинских островах не существует обязанности вести налоговый или бухгалтерский учет). Эти идеи Минфина не были реализованы.

     В 2009 году в Бюджетном послании президент  Д.А.Медведев призвал ужесточить борьбу с некоторыми налоговыми схемами. Для этого, по его мнению, «нужно законодательно закрепить механизмы противодействия использованию соглашений об избежании двойного налогообложения в целях минимизации налогов при осуществлении операций с иностранными компаниями, когда конечные выгодоприобретатели  не являются резидентами страны, с которой заключено соглашение». Таким образом,  могут потерять свою привлекательность «налоговые гавани»:  Д.А.Медведев предложил отечественным бизнесменам или платить налоги с доходов, полученных в оффшорах, по российским ставкам, или официально там «прописаться». Минфин и Минэкономразвития, исполняя поручение президента, предлагают резко ужесточить контроль за оффшорами. В качестве основного направления налоговой политики России в 2010 году назван возврат денег из оффшоров. Минфин впервые начал разрабатывать соответствующее законодательство.

     Благодаря оффшорным схемам «российские» собственники легко и непринужденно могут как приводить капиталы в Россию (под видом иностранных инвестиций), так и уводить их. В результате создается фантасмагорическая ситуация – львиной долей российского национального достояния, защищенного законом от продажи иностранцам, юридически владеют зарубежные инвесторы. Сама же Россия осталась бедной родственницей – зарабатываемые в стране деньги уходят за границу в виде дивидендов, процентов и роялти. Причем в бюджет через налоги, естественно, попадают «объедки со стола оффшорной аристократии».

     Минфин  подготовил и направил на заключение в Минэкономразвития соответствующую поправку в ст. 7 Налогового кодекса. По ней, если установлено, что фактическим получателем доходов является физическое лицо или организация, не являющиеся налоговыми резидентами государства, с которым Россией заключен договор об избежании двойного налогообложения, то нормы и правила данного договора не распространяются на указанное физическое лицо или организацию и получаемые ими доходы. То есть к сделке будут применяться не положения соглашения, а российский Налоговый кодекс.

     Главная мишень поправок – пассивные доходы: дивиденды, проценты по займам и роялти. Поскольку именно по ним соглашения предусматривают пониженные ставки налога по сравнению с российскими. Многие предприятия сейчас экономят так. Российская фирма отправляет деньги за рубеж на имя формально независимой иностранной компании. С полученной суммы та платит налоги в бюджет страны-оффшора и возвращает деньги обратно в Россию в виде иностранных инвестиций (каких либо ограничений по перетоку капитала в России нет). По мнению экспертов, таким образом компании экономят от 3-5% до 15-20% налоговых выплат. Например, если использовать соглашение с Кипром, можно получить ставку по дивидендам 5% вместо российской 15% (для особо крутых перцев – ставка налога на прибыль на Кипре сейчас – 10%), а по роялти и процентам – 0% вместо 20%.

     Как считают многие специалисты, предложенные Минфином меры могут не сработать. Бумажный тигр – так называют эти поправки некоторые эксперты. Главная проблема – определение бенефициарного собственника. А подавляющее большинство собственников холдинговых компаний зарегистрированы в юрисдикциях, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения, владеют ими не напрямую, а через холдинги второго уровня. В России достаточно компаний, которые специализируется на создании подобных  холдинговых структур для российского бизнеса и которые помогут уйти от поправок Минфина.

       По мнению председателя совета  директоров «Арбат престиж менеджмент»  А.Голубовича: «Тот, кто хотел замаскировать  свои деньги, все равно это  сможет сделать. Трасты позволяют  полностью обезличить владельцев, и раскрыть все бенефициаров  траста фактически невозможно. Не  исключено, что если налоговики  начнут усердно применять предложенную Минфином поправку, то все владельцы оффшоров уйдут под трасты. Тогда собственность окончательно будет отделена от России. Результатов эта инициатива, скорее всего, не принесет, а вот навредить может».

     Кроме того, по мнению Д.Костальгина, партнера юридической компании Taxadvisor , России нужно будет вносить поправки во все международные договоры с другими странами. А это слишком трудоемкий процесс (у России заключены соглашения с 75 странами). Да и предприниматели все равно найдут лазейку. К примеру, зарегистрируют свою компанию на Британских Виргинских островах, с которыми у России вообще нет соглашения.

     И, наконец, последнее. Изменения, предложенные Минфином, лишат смысла только те схемы, при которых иностранная (оффшорная) компания является всего лишь «пустышкой». Если же есть вполне реальная деятельность, то отстоять свои льготы в суде такие фирмы имеют большие шансы.

     Есть  любопытные и другие предложения. Так, экс-глава Госналогслужбы по Москве, ныне председатель палаты налоговых консультантов Д.Черник считает крайне позитивным введение налога на вывоз капитала. По его словам, хотя Минфин и ЦБ периодически успокаивают общественность, что отток капитала из России за рубеж уменьшается, на самом деле процесс носит «колоссальный характер» и, по сути, кормит экономики других стран. Такой налог для России не новость: еще в 1812 году этим способом Александру 1 якобы удалось насытить казну. Подобную меру предлагал и председатель Совета Федерации С.Миронов, который заявлял о необходимости введения для всех юридических лиц налога на вывоз валюты за рубеж в размере 20%. По его мнению, это должно заблокировать отток капитала из страны.

     В марте 2009 года Совет при президенте по кодификации гражданского законодательства опубликовал концепцию развития законодательства о юридических  лицах. Авторы концепции отмечают, что в законодательстве не хватает ограничений для компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях, хотя их используют, например, для сокрытия незаконных действий с акциями Члены Совета считают целесообразным обязать оффшоры, которые хотят работать на территории России, регистрироваться в ЕГРЮЛ «с обязательным раскрытием информации об учредителях и выгодоприобретателях». Без такой регистрации компания не сможет совершить сделки или приобретать имущество. Идеи весьма продуктивные, хотя, видимо, требуют более тщательной проработки. Реакция сотрудников администрации президента была, увы, предсказуема. Так, пресс-секретарь президента Н.Тимакова отказалась комментировать проект. Руководством к действию … концепция не будет, говорит сотрудник администрации президента.

       Видимо, главной причиной президентского  и правительственного интереса  к оффшорам является дефицит  бюджета и… ошеломляющие результаты  «оффшорных шалостей»  бизнеса по-российски, опубликованные в кризисном 2009 году. Как справедливо отмечает Ю.Сазонов, заместитель главного редактора журнала «Финансовый контроль»: «Наш бизнес настолько привык обманывать государство, что честно работать, кажется, уже не может».

     Итоги «оффшорных шалостей». Россия – единственная страна, где 90%  крупного «российского» бизнеса и столько же флота с российскими судовладельцами зарегистрированы в оффшорах, 80% сделок по продаже российских ценных бумаг проводится через эти юрисдикции. Только в 2008 году из страны таким образом утекло более $200 млрд., или 6 трлн. рублей (в 2006 году председатель ЦБ РФ С.Игнатьев оценивал ежегодный отток капитала из страны через оффшоры более чем в 1 трлн. рублей, рост на лицо). Эта сумма в два раза превышает дефицит бюджета России в 2009 году. По данным Росфинмониторинга, за первые шесть месяцев 2009 года из страны в оффшоры через банки стран Балтии, которые стали основным каналом вывода капиталов, ушло  более 295 млрд. рублей.

     Крайне  интересна реакция на заявление  Росфинмониторинга прибалтийских банкиров. Так, глава Латвийской ассоциации коммерческих банков (ЛАКБ) Т.Тверийонс заявил, что упрекать за вывод капитала следует прежде всего российские кредитные организации. «Время, когда деньги возили вагонами, прошло. Теперь крупные финансовые операции осуществляются через банки. Ни один латвийский банк не имеет филиалов в РФ. Литва и Эстония там тоже не сильно представлены. Значит, деньги отправляются из банков России. Если нужно кого-то упрекать за вывод средств из РФ, то, прежде всего, российские банки …», - сказал Тверийонс. С ним, к сожалению, трудно не согласиться.

     По  подсчетам экономистов, за 20 лет  из России, в основном через оффшоры, вывезено $2 трлн. ( при Ельцине в оффшоры «утекло» $0,5 трлн., при его преемниках - $1,5 трлн.). Сумма, конечно, астрономическая. Но следующие данные ее в определенной степени подтверждают.

     Посмотрим, где же зарегистрированы крупнейшие «российские» компании (примеры взяты из доклала Н.Кричевского, В.Иноземцева. Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реальность). Большая часть фирм, входящих в «Базовый элемент», принадлежит Basic Element Ltd., зарегистрированной на острове Джерси. Сама Basic Element Ltd. – 100% «дочка» зарегистрированной на Британских Виргинских островах фирмы A-Finance, бенефициаром которой выступает Дерипаска (единственный олигарх, у которого сформирована двойная оффшорная защита своих активов).

     Владельцем  трех предприятий черной металлургии, подконтрольных холдингу Evraz Group S.A. Абрамовича (ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат», ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат»), является кипрская фирма Mastercroft Ltd., которой принадлежит70,8% акций.

     «ОАО  «ХК «Металлоинвест» Усманова принадлежит кипрским оффшорам Gallagher Holdings Ltd. (43,7%), SeropaemHoldings Ltd. (30%), Coalco Metals Ltd. (20%) и Sam Invest (6,3%)

     ОАО «Северсталь» Мордашова владеют  кипрские оффшоры Astroshine Ltd. (20%), Pearlgreen Ltd. (20%), Loranel Ltd. (20%) и Rayglow Ltd. (10,9).

     ГМК «Норильский никель» Потанина и  Дерипаски зарегистрирован на кипрские оффшоры Gershvin Investments Corp. Ltd., Bonico Holdings Co Ltd., Montebella Holdings Ltd., которым принадлежит 47,8% акций.

     Кипрскому оффшору Donalink Ltd. (99,84%) принадлежит крупнейшая угольная компания СУЭК  Рашевского. Список можно продолжить. На Кипре зарегистрированы «Уралкалий» Рыболовлева, «Мечел» Зюзина, а компании «АльфаГрупп» -  в Люксембурге, Нидерландах, на Британских Виргинских остовах и Гибралтаре.

     Как уже отмечалось: политика государства  в отношении оффшоров – крайне не последовательная, даже двусмысленная. Во-первых, в последние годы властные структуры России своим бездействием потворствовали переводу прав собственности на промышленные активы страны в оффшорные юрисдикции. Как справедливо предполагают Н.Кричевский и В.Иноземцев, что «не исключено, что за этим потворством таится и личная заинтересованность чиновников, которые могут оказаться в числе скрытых бенефициаров ведущих российских корпораций». В результате – наиболее конкурентоспособные и прибыльные предприятия промышленности, которые создавались еще в советское время, сегодня принадлежат оффшорам, главным образом кипрским.

     Во-вторых, сложилась парадоксальная ситуация, когда предприятия, находящиеся на территории России, использующие российских работников, активно разрушающие экологическую среду страны de jure не являются российскими и поэтому значительная часть прибылей, а в последнее время и оборотных средств выводится через дивиденды на зарубежные счета владельцев в оффшоры.

     Сложилась очень своеобразная политика выплаты дивидендов: в 2005-2008 годах на их выплату ежегодно направлялась все большая доля прибыли компаний. Если в ОАО «Северсталь» доля дивидендов в 2005 году составила 6,4% чистой прибыли, то уже в 2007 году – 45,7%; в ОАО «ЗСМК» (Evraz Group) – соответственно 81,7% и 90%, а в ОАО «ОЭМК» («Металлоинвест») – 10% и 100%. Дивиденды ОАО «Русал Красноярск» по итогам девяти месяцев 2008 года составили 103% чистой прибыли предприятия за весь 2008 год и благополучно утекли в «оффшорный карман» Дерипаски 31 декабря 2008 года в размере 8,9 млрд. рублей.  Всего же за 2005-2008 годы оффшорные счета Дерипаски за счет выплаченных ему дивидендов пополнились всего-то на  $8,2 млрд. Следует отметить, что почти все компании олигархата приняли решение о выплате рекордных  дивидендов в период с октября по декабрь 2008 года, когда кризис был уже в разгаре и предприятиям как воздух были нужны оборотные средства. Владельцы холдингов осознанно в тяжелое время оставили свои компании без оборотных средств, необходимых для своевременного выполнения производственных, финансовых и социальных обязательств. Деньги были выведены в оффшоры, где зарегистрированы собственники этих предприятий.

     В-третьих, недостаток собственных средств российские олигархи возмещали зарубежными кредитами, которые брали, не думая об отдаче. Так, с января 2002 по 1 июля 2009 года внешние обязательства российских корпораций выросли в 12 раз с $24 млрд. до $294 млрд. Когда в условиях экономического кризиса у предприятий возникли определенные проблемы с возвратом кредитов западным банкам, то они пришли «с протянутой рукой» к государству, требуя погасить их долги. И государство, безропотно стало активно помогать отдавать долги компаний, которые de jure не являются российскими, за счет распечатанного Резервного фонда, золотовалютных резервов и федерального бюджета.

     Следует еще раз подчеркнуть непоследовательность политики российских властей в отношении оффшоров. В США и в Европе помощь государства таким компаниям, которые зарегистрированы вне национальной налоговой территории, оказывается только  с санкции парламентов после гласного обсуждения. У нас же бюджетные средства без лишних формальностей уходят на поддержку тех, кто давно вывел свои капиталы из России и платит здесь налоги только с незначительной части своих доходов.

     В конце 2008 года правительство утвердило  список из 295 стратегических предприятий, которым оно обещало «поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные  гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой  задолженности, государственный заказ, таможно-тарифная политика». Достаточно даже беглого взгляда на этот список, чтобы лишний раз убедиться, что государство помогает «киприотом», так как  значительная часть из 295 стратегических предприятий России зарегистрировано за ее пределами. Как емко написали «Известия» в феврале 2009 года, «пока все хорошо – они независимые и оффшорные, как стало плохо – уже стратегические и почти государственные». Дело в том, что за последние годы владельцы всех этих компаний успешно создавали свои Стабфонды, размеры которых в состоянии решить все их проблемы. Но есть принцип: оффшорные кубышки не распечатывать. В России может все рухнуть, а кубышки останутся.

     Правительство России достоверно знает, кто и сколько  денег вывел в оффшоры. Поскольку  через систему корреспондентских  счетов ЦБ РФ  подобные операции отслеживает, тоже самое касается и Росфинмониторинга (по данным финансовой разведки, за последнее время доля банковских операций, вызываюших подозрение, выросла с 50% до 60% от общего объема валютных операций). Поэтому у автора как законопослушного налогоплательщика и экономиста возникает законный вопрос: «Почему правительство это делает?». В ноябре 2008 года Абрамович получил от банка ВТБ (то есть от государства) кредит в 10 млрд. рублей.  Однако, как подсчитали английские журналисты, «бедность» не мешает Абрамовичу тратить на «Челси» $500 тыс. в день или $342 в минуту, в переводе на рубли – 2000 в секунду. Другой «нищий» Дерипаска получает от ВЭБ (то есть от государства) беспрецедентную помощь в размере $4,5 млрд. при лимите ВЭБ, который установило правительство, в $2,5 млрд. В декабре 2009 года Сбербанк (то есть государство) реструктурировал долг US Rusal в $4,5 млрд. перед ВЭБ. Поступок, конечно, самоотверженный, но…годом ранее – в декабре 2008 года Сбербанк выдал кредит кипрскому оффшору Ukranian Property Development Holdings Limited на сумму около $ 250 млн. для последующего предоставлении займа украинским девелоперам. Хотя еще летом 2008 года в связи с обвалом цен на недвижимость Сбербанк приостановил финансирование всех новых проектов по строительству и девелопменту.

     В подготовленном US Rusal к размещению акций в рамках IPO на Гонконгской фондовой бирже более чем тысячестраничном проспекте с удивительной откровенностью сказано, что компания по полной пользуется возможностями по оптимизации налогов в таких юрисдикциях с налоговыми послаблениями, как Швейцария, Кипр, Джерси, Британские Виргинские острова, Багамы и др. В результате у Rusal одна из самых низких эффективных налоговых ставок – 13% в 2007 году, что в два-три раза ниже, чем у других торгующих за рубежом российских компаний. Еще одно подтверждение непоследовательности политики государства в отношении оффшоров. «Размещаться в Гонконге и Париже – это право US Rusal», - сказал пресс-секретарь председателя правительства России Д.Песков. Хотя ФСФР еще в 2005 году после размещения в Лондоне GDR Evraz Group (зарегистрирована в Люксембурге, владелец Абрамович) и Puaterochka Holding N.Y. (зарегистрирована в Голландии, владельцы Фридман и компания) заявила, что это форма обхода российского законодательства. В US Rusal говорят: «Компания не российская, зарегистрирована на Джерси и не планирует запускать торги производными на свои акции на российских площадках» (что однако не мешает ей активно «доить» российское государство).

     Оффшорные схемы, используемые российским бизнесом. Автору известны более 40 схем вывода денег из России. По понятным причинам описывать их он не собирается. Конечно, приведенные ниже наиболее типичные схемы нельзя считать советами и тем более инструкциями по проведению подобных действий, все они сопряжены с возможным нарушением законов или «на грани». И если, вы, читатель, не пользуетесь услугами профессионалов, то реально рискуете эту грань перейти, что автор не только не советует делать, но и предостерегает. Данные упрощенные схемы просто демонстрируют то, как российский бизнес использует «оффшорки» (оффшорные компании) в своей деятельности. В свою очередь простота этих схем наглядно свидетельствует о том, что колоссальные доли налогов и капиталов уходили и уходят из страны такими способами, а существующие рейтинги благосостояния российских бизнесменов (которые так любят муссировать журналисты) очень далеки от реальности. Составители рейтингов сравнивают лишь то, что находится на поверхности, российский же бизнес в большинстве своем все эти 20 лет был занят именно вопросом, как спрятать «поглубже» свое состояние.

     Все эти схемы можно условно разделить  на три группы в зависимости от цели: снижение налогов, засекречивание сведений о владельцах активов и вывод капиталов за границу. Классическая схема использования оффшоров для снижения налогов выглядит так: российская компания производитель продает товары (нефть, металлы, лес и т.д.) фирме, зарегистрированной в оффшоре, по заниженной цене, которая затем перепродает их конечным покупателям по реальной рыночной цене. Таким образом, основная прибыль от сделки оседает на счетах оффшора. Здесь важно помнить о Налоговом кодексе (ст. 40). Кроме того, здесь могут быть использованы страховые схемы для вывода из-под налогообложения части прибыли, используемые холдингами. Холдинг создает оффшорную страховую компанию, страхует через нее риски, по которым заведомо не наступит страховое событие и перечисляет часть прибыли на страховые премии, затем эти средства в виде займов снова заводятся в основной холдинг.

     Схема, позволяющая скрыть активы, также достаточно проста: акции российского предприятия передаются компании, зарегистрированной в оффшоре. Итог: владелец предприятия – иностранная фирма, реальный российский хозяин предприятия избавлен от необходимости устраивать постоянные собрания акционеров и нести риски, связанные с возможными судебными разбирательствами, рейдерскими захватами и т.п.

     Для вывода капиталов оффшоры также  являются практически идеальным  вариантом, тем более в условиях негативного отношения солидных западных банков к российским деньгам, когда за счетом будут наблюдать с таким параноидальным усердием, что российский клиент сам сбежит. Необходимо просто создать оффшор, заключить с ним любой финансовый договор, например, «на бумаге» взять у него заем и по условиям этого договора регулярно переводить ему реальные деньги. Накопленные деньги на счете в оффшоре будет гораздо проще перевести на счет в солидном банке.

     Особое  место занимают «простенькие схемы», которые, например, используют отечественные  «серые» импортеры, когда от имени  оффшорной компании завозят в  Россию товар с занижением цены, чтобы сэкономить на таможенных платежах. Они становятся «красной тряпкой» для  российских налоговых и правоохранительных органов. Так, по данным Северо-Западной транспортной прокуратуры, в СЗФО имеет  место ввоз товаров европейского производства под контракты с  оффшорными компаниями. Такая схема  наиболее характерна для изделий  из Финляндии. Их ввозят с подменой на границе товаросопроводительных документов. При декларировании товаров  в таможенных органах предоставляются  контракты с продавцами из оффшорных  юрисдикций.

     За  последние 5-7 лет, как утверждают специалисты  юридических фирм, произошли  любопытные изменения. Раньше клиенты обращались с просьбой просто сделать оффшор и не оговаривали какие-то консультации в сфере международного налогового планирования (порядка 85% обращений). В 90-е годы у российских бизнесменов цели были простые, запросы бесхитростные. Как правило, клиент хотел обзавестись либо собственной конфиденциальной копилкой для вывода капиталов, либо «карманным» оффшорным трейдером для прогона платежей при экспорте/импорте. В те «лихие» годы существовала простая формула, изобретенная консультантами и регистраторами: если ваше личное состояние превышает полмиллиона долларов, то, стало быть, вам пора в оффшор. В настоящее время подобные заказы составляют только половину обращений. Вторая половина, которая будет расти, состоит из обращений предпринимателей, которые прежде всего думают о собственной безопасности и сохранении своего бизнеса. Им требуются долгосрочные и надежные схемы, которые позволили бы решать две задачи: финансировать свой российский бизнес под видом «иностранных инвестиций» и надежно осуществлять владение активами в России. Такие схемы, естественно, более сложные и дорогие.

     Наглядным примером этого служат современные  схемы налоговой оптимизации, которые  стали значительно дороже. Как  отмечает Д.Денисов, если делать дешево, то недолго стать фигурантом очередной показательной порки в виде доначисления налогов и судебного преследования. Например, набор для приготовления «голландского сэндвича» (достаточно надежной схемы), состоящий из голландской фирмы и оффшорной компаний на Антильских островах, будет стоить минимум $15-16 тыс., включая поддержание деятельности в течение первого года. А «набор» «Швейцария + Гибралтар» - еще дороже - $18-20 тыс.

     Схема «голландский сэндвич» является сегодня вполне легальной и основывается на преимуществах, которые дают договоры об избежании двойного налогообложения между Россией и Нидерландами, Нидерландами и нидерландскими Антильскими островами. Модель функционирует следующим образом: голландская компания владеет не менее 25% активов российского предприятия, участвует в управлении и получает, естественно, дивиденды. В свою очередь фирма из Голландии – стопроцентная «дочка» компании с Антильских островов  Что данная схема дает? Если бы дивиденды выплачивались российскому собственнику, то налогообложение составило бы 15%. Однако при перечислении дивидендов на голландскую компанию в соответствии с договором об избежании двойного налогообложения налог составляет лишь 5%. Поскольку в Голландии высокий налог на прибыль (31,5%; в 1,5 раза выше, чем в России), то голландская компания сразу выплачивает дивиденды «матери» на Антильских островах, в соответствии с договоров об избежании двойного налогообложения  налог составит всего-то 8,3%. В «остатке» - серьезная экономия на налогах, денежные средств законно переводятся и накапливаются за границей и активы в России надежно защищены.

     А вот, увы, реально действующая схема оптимизации налогов. US Rusal оказалась мировым отраслевым «чемпионом» по оптимизации налогов. «Прописка» на острове Джерси и применение толлинга позволяют компании оставлять у себя до 90% прибыли. Схема движения товарных и денежных потоков, позволяющая US Rusal минимизировать налоговые выплаты, частично описана в проспекте к размещению акций в рамках IPO на Гонконгской бирже. Основной трейдер группы – RTI Limited – зарегистрирован там же, где и головная компания: на Джерси. Именно RTI является собственником русаловского глинозема и полученного из него алюминия и поэтому в лучшие годы RTI доставалось до 60% прибыли всего холдинга.

     Толлинговая компания RS International, по соглашению с RTI поставляющая глинозем на заводы и забирающая обратно алюминий, зарегистрирована в Швейцарии. Алюминий, предназначенный для экспорта,  с российских заводов возвращается к RTI, а продает этот металл потребителям другой швейцарский трейдер – Rusal Marketing – по агентскому соглашению с джерсийской компанией

     Дело  в том, что на Джерси прибыль не облагается налогом, а в Швейцарии  трейдинговые компании по договоренности с властями кантонов могут рассчитывать на ставку в пределах 10%, а для агентов ставка может опуститься до нескольких процентов. В результате у US Rusal самая низкая эффективная ставка налога на прибыль среди прямых конкурентов в мире.

     Выступая  в декабре 2009 года на пятом Всероссийском  налоговом форуме в Торгово-промышленной палате России, экономист-государственник  Е.М.Примаков, справедливо заявил, что  важнейшими становятся в кризисный  момент усилия государства по противодействию  выводу капитала в оффшоры. Острую тему борьбы с «налоговыми гаванями», в которых прячут капиталы российские компании, на форуме продолжил заместитель министра экономического развития С.Воскресенский. «С оффшорами надо заканчивать», - подчеркнул он.


Возврат к списку




Вход на сайт