Cannot find 'template1' template with page ''
ТЕЛЕФОНЫ
+7 499 / 703-23-48 / +7 812 / 703-83-27 +7 499 / 703-23-48

Государственный оборонный заказ (275 ФЗ)

Государственный оборонный заказ (275 ФЗ) 22.03.2017

Государственный оборонный заказ (275 ФЗ)

Специалисты и эксперты КПО "ПРОСВЕТ" регулярно проводят семинары и осуществляют консультации по теме государственного оборонного заказа.

Принято считать, что государственный оборонный заказ (ГОЗ) – это закупки для федеральных нужд с целью обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. Зачастую сюда же относятся поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами.
  
В современном мире понятие ГОЗ стало намного шире, сейчас оно представляет собой широкую систему, элементы которой не сводятся только лишь к военному вооружению и технике. Интересным фактом является, что ремонт, охрана и даже уборка тоже выступают в роли ГОЗ. Среди государственных заказчиков основными являются ВСРФ, МВД, МЧС, СВР, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом и другие. Целью установки ГОЗ является обеспечение обороны и безопасности Российской Федерации.

Как и Государственный заказ, ГОЗ проходит все необходимые стадии: формирование, утверждение, размещение и выполнение. Финансирование ГОЗ производится федеральным бюджетом. Надлежащий контроль на предприятиях, исполняющих оборонный заказ, осуществляют Военные представительства Министерства обороны (ВП МО РФ). Основополагающим законом, регулирующим ГОЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 275 «О государственном оборонном заказе».

Размещение Гособоронзаказа производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ввиду того, что тема касается обороноспособности государства и его безопасности, понадобилось ввести 275 - ФЗ, который конкретизирует некоторые аспекты 44 - ФЗ. ФЗ - 275 имеет некоторые отличия от других законов, регулирующих тендерный рынок.

Законом 159 - ФЗ от 29 июня 2015 года были внесены существенные изменения в 275 - ФЗ. Основной особенностью в них является введение банковского контроля с обязательным проведением расчетов по оборонным контрактам по отдельным счетам (спец. счетам). Условия банковского сопровождения заметно ужесточились, теперь оно должно быть абсолютно бесплатным. Исключением являются случаи, когда, например, само предприятие по каким-либо причинам отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. Тогда банк может взять дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе, но за открытие счета в банке плата не предусмотрена.

В отношении госконтрактов с Министерством Обороны изменения вступили в силу с 1-го сентября 2015 года. Для других государственных заказчиков ГОЗ (МВД, МЧС,, ФСБ, ФСО, ФСИН, Роскосмос, Росатом) они вступили в силу с 1-го января 2017 года.
Еще одним ограничением, установленным в рамках 275 - ФЗ является тот факт, что в госзакупках могут участвовать только юридические лица. Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт. Участие частных предпринимателей и физических лиц, ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Также существуют некоторые ограничения на допуск к торгам. Здесь мы сталкиваемся с преференциями к отечественным производителям, однако в частных случаях существуют предпочтения и к иностранным производителям.

Еще одной особенностью ГОЗ является недостаточно конкурентный рынок. Предприятий, готовых работать над ГОЗ предельно мало, а зачастую, это единственное предприятие-исполнитель. Со стороны заказчика наблюдается такая же ситуация - он, фактически, один, поэтому можно сказать, что это прямая, а не тендерная закупка. Поправки в закон вносятся ежегодно и неоднократно. Инициаторами могут быть не только Законодательство, но и все участники ГОЗ, также Министерство обороны. Известно, что сейчас разрабатывается новый пакет поправок в закон о ГОЗ, который направлен на оптимизацию его норм.

Закупки

Закупки в рамках государственного оборонного заказа могут быть как конкурентными, так и закупками у одного поставщика.
Среди конкурентных способов выделяют: аукцион, конкурс, запрос котировок и предложений.

Самым популярным способом является аукцион в электронной форме. Однако множество контрактов заключается и с единственным поставщиком. Все это относится к открытым способам. Закрытый аукцион – это закрытый способ определения поставщика, который проводится традиционным способом. Здесь документы не размещаются в открытом доступе. Для того, чтобы провести закупку открытым способом, нужно следовать определенной «инструкции» и учитывать некоторые нюансы. Необходимо провести согласование с контролирующим органом (ФАС) о возможности самого проведения закупки. Контроль проводится со стороны контролирующего органа. Если способ открытый, контроль проводится со стороны общественности. Необходимо соответствовать требованиям закона, так как даже незначительные ошибки и несоответствия в заявках приведут к их отклонению.
Каждая закупка рассматривается индивидуально, учитывая все составляющие. Контроль осуществляется посредством ФАС, регулирование – Министерством экономического развития РФ.

Есть товар, который производится единственным поставщиком и он внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Когда поставщик находится в этом реестре, то с ним заключается контракт. Торги не производятся. Постановление Правительства №826 содержит сведения о правилах и порядке ведения этого реестра.

В том случае, если предприятие производит товар, по которому нет функционирующего рынка, то у него есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Открытого доступа к этому реестру нет. Включение происходит по инициативе государственного заказчика.

Для проверки процедуры проведения закупки организованы контрольные мероприятия. В то время как заказчик опасается отмены и предписаний от органов, поставщики часто жалуются на сам порядок проведения процедуры. В большинстве случаев жалобы не являются обоснованными.

Очевидно, что процесс работы с ГОЗ, начиная с регистрации и заканчивая подписанием акта приема-сдачи работ, требует предельной внимательности к деталям и скрупулёзного изучения всевозможных нюансов, о которых нет, к сожалению, открытой информации. Однако все вопросы и тонкости работы с ГОЗ можно осветить на специальных семинарах, организованных для повышения эффективности работы предприятий и их конкурентоспособности.

Возврат к списку




Вход на сайт