+7 499 / 703-23-48
+7 812 / 703-83-27
Мы в соцсетях: whatsapp telegram

Тенденции развития образования в России.

15.01.2007

Тенденции развития образования в России.

Образование в России. Реалии, тенденции, перспективы развития, мнения.
Общий обзор

 

Целью общего образования является создание условий для формирования у человека способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. Целью образования является формирование социальной мобильности и адаптации. Образование можно рассматривать как важнейшую основу морального благополучия страны. Образование - важная составляющая структуры организации нашего государства.

 

Вступление

 

С начала 1990-х гг. российское образование объективно интегрируется в систему мирового образования, что приводит к определенным структурным и институциональным инновациям.

«Закрытость» образования в советском обществе имела далеко идущие последствия.

Во-первых, российское образование отстает от мировых стандартов информатизации и дистанционного обучения. Во-вторых, расхождения в учебных программах настолько велики, что в ближайшее время не стоит говорить о конвертируемости дипломов. В-третьих, преобразования в российском образовании осуществляются по сценарию «догоняющей модернизации», воспроизводства норм, образцов западной системы образования, что продуцирует раскол сторонников отечественных традиций и инноваций в образовании. Глобализация разрушила стереотипы «интеллектуального превосходства» российского образования: требование быть готовым к новым профессиональным нормам, к угрозе потери работы или перемене профессии противоречит избранному социальному статусу, социальному опыту, жизненным убеждениям. Глобализация прежде всего вызывает демонстрационный эффект в настроениях российской молодежи, осознание «отсталости» отечественной системы образования, что не могло не повлиять на падение престижа образования, которое в ближайшее время навряд ли достигнет состояния «национальной гордости».

24 % респондентов заявляют о желании во что бы то ни стало обучаться за границей, считая российскую систему образования неэффективной, не дающей квалификацию современного специалиста. На соображения учиться за границей влияет не только экономический фактор, но и чувство наставничества, характерного для эпохи глобализации. Для 43,4 % молодых россиян барьерами на пути «перемены места учебы» выступают материальные проблемы, для 56 – несовершенное владение иностранными языками, для 41 % - недостаточный уровень знаний, полученных в средней школе. Респонденты отмечают наличие иных социокультурных стандартов, а также трудности в повседневном общении. Позитивно настроенная на участие в глобальном образовательном процессе молодежь не готова к осуществлению своих жизненных стратегий. Такое расхождение вызывает состояние неудовлетворенности, когда молодой человек критически оценивает состояние системы образования, но становится сторонним наблюдателем, ссылаясь на невозможность в российских условиях реализовать собственные жизненные амбиции [1].

Сегодня для России уровень ее образования является одним из немногих факторов, которые обеспечивают ее место в среди развитых государств и дают ей основание рассчитывать на продолжение пребывания в этой группе. Рейтинг конкурентоспособности Всемирного экономического форума в Давосе 59 развитых государств регулярно отводит нам 58-59-е место по всем позициям (боремся за последнее место с Украиной), кроме уровня нашей образованности. Здесь мы пока в середине списка. Россия удерживается в «давосской группе» государств благодаря своей оборонной мощи и культуре. А последняя прямо определяется системой образования. И если не поддержать образование, России угрожает опасность уйти из группы развитых (и просто влиятельных) стран уже к середине этого десятилетия.

Именно образование дает России стратегический шанс на достойный вход в новую экономику. В экономике XXI века не машина, а профессионально образованный человек будет составлять главную часть капитала любой фирмы. У нас есть шанс «перепрыгнуть» несколько этапов экономического развития, сосредоточившись на так называемых «мягких технологиях»: инновационной деятельности, образовании, фундаментальной науке.

В России совершается переход к новой цивилизации, основанной на ценностях демократии и свободы личности. Перед образованием стоит задача преодолеть культурные издержки этого перехода. Воспитать терпимость к чужому мнению и иному стилю поведения. Ведь в стране произошел шок: разрушились сложившиеся за многие десятилетия стереотипы, исчезли старые сдерживающие механизмы, служившие преградой для антисоциального, разрушительного поведения. Мы должны научиться понимать и ценить мнения, которые не похожи на нашу собственную позицию.

Вторая «культурная площадка» образования – формирование инструментальных навыков коммуникации. Здесь требования резко повысились. Сегодня это знание других языков, умение использовать интеллектуальные системы поиска и обмена информацией (компьютерная культура, Интернет-культура).

Образование — единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только давать ресурсы. На новые вызовы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.

Обновление образования необходимо вести в трех относительно самостоятельных направлениях.

Первое. Ресурсы. Чтобы достичь минимально эффективного уровня, необходимо увеличить финансирование образовательных программ в три раза.

Второе. Социальный аспект. Обеспечить равный доступ к образованию на основе способностей, а не денег.

Третье. Содержание образования. У нас была одна из лучших в мире систем образования, в том числе школьного. Но в условиях систематического отсутствия ресурсов в 90-е годы эта система практически перестала развиваться. В результате мы отстали – и не только от Запада, но и, если можно так выразиться, от самих себя, от потребностей собственного общества.

Образование не может существовать без систематического изменения, развития. Но это развитие должно быть внутренним, органичным. Копирование чужих приемов достижения успеха редко приводит к его повторению.

Нам не надо ломать существующее в стране образование – его логику, его фундаментальный, систематический характер, его всеобщий, или массовый, масштаб. Нам надо его напитать ресурсами – и дать возможность свободно развиваться. Но в основном российское образование нуждается не в радикальной реформе, а в быстрой модернизации, когда извне поступают в основном ресурсы и «социальные сигналы», а система развивается в значительной мере на основе своих внутренних сил. Отличие модернизации от реформы – опора на сохранившиеся, «живые» элементы системы [2].

 

Существующее положение образования в России

 

Уровень подготовки кадров в вузах

 

Министерство образования РФ критикует уровень подготовки кадров в Российских вузах. «Структура и уровень подготовки кадров не соответствует запросам экономики сегодняшнего дня и той экономики, которая будет завтра», - сказал заместитель главы Минобрнауки Дмитрий Ливанов, выступая в четверг 26 октября 2006 г. на собрании научно-педагогической общественности в Петербурге.

Ливанов отметил, что сектор высшего образования призван сократить технологический разрыв между Россией и развитыми странами. Также он подчеркнул, что объём научно-исследовательских работ в некоторых вузах недостаточен, и требования к качеству и объёму научно-исследовательской деятельности будут повышаться [3].

В октябре 2006 года Комитет Госдумы по образованию и науке рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в законы \"Об образовании\" и \"О высшем и послевузовском профобразовании\", предусматривающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Документ предусматривает поэтапное введение ЕГЭ на всей территории России в срок до 2009 года. Предполагается, что результаты единого экзамена будут признаваться государственными учреждениями в качестве результатов государственной (итоговой) аттестации, а средне-специальными и высшими учебными заведениями - в качестве результатов вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам, соответствующим выбранной специальности. Границы шкалы результатов ЕГЭ в баллах ежегодно будут устанавливаться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лицам, не прошедшим конкурсный отбор в средние и высшие учебные заведения по результатам экзамена в год получения аттестата об общем образовании, будет предоставлено право повторной сдачи экзамена в последующие годы.

Отдельным вузам может быть предоставлено право проведения дополнительного вступительного испытания профессиональной направленности, в том числе по общеобразовательному предмету, по которому проводится ЕГЭ. Предполагается, что перечень таких вузов и направлений подготовки будет утверждать правительство (РИА «Новости»).

Как подметил в интервью газете «Труд» ректор МГУ Виктор Садовничий (академик, доктор физико-математических наук, президент Российского союза ректоров), сегодня даже некогда захудалые институты пафосно именуют себя университетами или академиями. А качество знаний их выпускников по-прежнему низкое. Вопрос в том, как остановить девальвацию высшего образования.

По его мнению, это бедственное положение, и его нельзя ничем оправдать. В 90-е годы был узаконен так называемый заявительный принцип создания высшего учебного заведения. Три человека могли открыть вуз и при определенном лоббировании через год получить аккредитацию, аттестацию и выдавать соответствующий диплом государственного образца. В результате сейчас в России уже 3200 высших учебных заведений и филиалов, хотя реально требуется не более 600 - 700. Сейчас вроде бы создается система контроля качества вузовского образования, у многих «липовых» университетов уже отняты лицензии. Правда, неизбежно возникает другая проблема: куда девать несчастных студентов, уже проучившихся несколько лет в таком псевдовузе [4].

 

Нацпроект «Образование» на 2007-2009 годы

 

В четверг 26 октября на заседании Межведомственной рабочей группы (МРГ) по реализации приоритетного нацпроекта «Образование» при одноимённом президентском Совете были определены основные показатели нацпроекта на 2007-2009 годы.

         Во-первых, конкурсы в Российских вузах в 2007 году будут объявлены раньше, чтобы списки формировались не в спешке, а в нормальном режиме. Конкурс вузов будет объявлен уже в ноябре 2006 года, а конкурсы инновационных школ и учителей – в феврале 2007.

         Во-вторых, в решающую фазу вступит интернетизация образования. Все российские школы получат широкополосный неограниченный доступ к сети Интернет, а некоторые школы будут оснащены дополнительными комплектами компьютерного оборудования. Весь трафик в 2008-2009 годах будет оплачиваться из федерального бюджета (около 1,1 млрд.).

         Продолжится выявление и поощрение лидеров образования. Будут определены и профинансированы 20 вузов-инноваторов, 3 тыс. инновационных школ, 10 тыс. лучших учителей, 5350 представителей талантливой молодежи.

         Также планируется выделить немалые средства на создание национальных университетов в Южном и Сибирском федеральных округах, на развитие бизнес-школ в Московском и Северо-Западном регионах. В Вооружённых силах появятся 26 учебных центров начального и среднего профобразования.

         В нацпроекте внимание будет уделяться двум новым направлениям: развитию системы среднего и начального профобразования, и господдержке регионов, активнее других внедряющих у себя комплексные программы модернизации образования [5].

 

Традиции западного образования на Российской почве

 

         По мнению ректора Московской Высшей школы социальных и экономических наук, профессора Манчестерского университета Теодора Шанина, высказанном в интервью на Радио Свобода, нельзя просто перенести западные формы образования в Россию. С другой стороны, ясно, что элементы этого надо ввести, именно те, которые могут пригодиться России, и таких немало. Поэтому встал вопрос интеграции. А чтобы интегрировать две системы, надо делать это, учитывая все факторы, в том числе сложившиеся традиции Российской культуры в целом [6].

Главный вопрос в том, чтобы в результате интеграции создать такую систему, где успешно работали бы все элементы западной модели обучения и не было потеряно ничего из лучших традиций российской академической школы.

Другой вопрос: приживаются ли \"западные\" веяния на российской почве? В частности, система бакалавр - магистр - доктор?

Владимир Михайлович Филиппов, министр образования России в своём эксклюзивном интервью для Русского Журнала высказал мнение, что здесь существует два аспекта. С одной стороны, о том, что \"веяния\" прижились, говорит хотя бы тот факт, что вузы России уже реализуют систему бакалавр - магистр (кроме, например, военных и медицинских, где такая система невозможна). С другой стороны, у нас названия \"бакалавр\", \"магистр\" не очень удачны, так как они уже заняты западными значениями этих слов. Вообще, российский бакалавр - это совсем не американский бакалавр: наш гораздо выше по уровню. Российский магистр - это не американский магистр. Там магистратуру можно пройти за год, за 10 месяцев. У нас - не менее 2-х лет. Есть много принципиальных различий.

Филиппов также подчеркнул, что при обсуждении перехода к многоуровневой системе ни в коей мере не ориентировались на западные модели. «Я сам был в Комиссии Совета Европы и ЮНЕСКО, которая три года разрабатывала Конвенцию о признании документов об образовании в Европе, и мы, в принципе, сняли большинство вопросов о признании наших дипломов, но проблема в том, что российская многоукладная экономика потребовала совершенно разных специалистов с высшим образованием. Раньше у нас все учились в вузах примерно 5 лет, а после 5 лет кто-то шел на производство, \"в цех\". Кто-то шел работать в науку - ему действительно нужны были знания. А кто-то шел в домохозяйки - и здесь приобретенные в вузе навыки практически не были востребованы. Поэтому пятилетняя моносистема приводила к колоссальной трате средств, к моральным потерям, когда, например, девушка, убежденная, что по специальности ей работать не придется, все же училась, читала, списывала.

Затем была введена многоуровневая система бакалавр - магистр. Сейчас министерством утверждается в инженерной сфере свой, отечественный вариант многоуровневого образования. Мы решили готовить специалистов с базовой специальной подготовкой, универсализировать образование. Это необходимо для рыночной экономики. Известно, что закрыть какую-либо специальность - всегда проблема, особенно если по ней 20-30 лет велась подготовка.

Ассоциация инженерного образования делает решительный шаг. У нас было свыше трехсот инженерных специальностей - останется 75. Но дело в том, что мы количество предметов не уменьшаем, мы \"укрупняем\" названия. Намечается трехгодичное обучение студентов по почти единой программе. Это те же физика, химия, электротехника - то, что нужно всем инженерам. По окончании этого периода кто-то захочет стать практиком. Ему остается отучиться еще два года и получить диплом, как и ранее, специалиста. Те, у кого будет желание пойти в науку, - учатся еще 1 год на бакалавра и плюс два года на магистра. Шестилетняя программа готовит элиту. А третьей части, которая и в цех не пойдет, и в науку, - остается доучиться один год, и \"до свидания\". Захочет человек, не очень хорошо учившийся, опять поступить - может вернуться, доучиться два года и стать магистром.

Такой многоуровневой системы, я подчеркиваю, нет на Западе. [7]»

 

Мнения за рубежом

 

В последнее время мы постоянно ссылаемся на опыт США. Там не на шутку озабочены низким знанием своих школьников. Астронавт Джон Гленн, возглавляющий национальную комиссию по образованию, утверждает, что слабое место заключается в преподавании и изучении математики, физики, химии. А вот в России по мнению американских экспертов фундаментальным дисциплинам учат качественнее и основательнее.

Не так давно Тони Блэр в беседе с журналистами заметил, что у России есть два бесспорных преимущества – ресурсы и образование [4].

 

Реформа образования: тревожные тенденции

 

В ХХ веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру. Это стало возможным благодаря созданию уникальной системы отечественного образования. Несмотря на потрясения последних лет, наше образование до сих пор остается одним из самых лучших в мире. На общем фоне разрушительных процессов, протекающих в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, система российского образования оказалась одним из наиболее устойчивых социальных институтов. Главная заслуга в этом принадлежит педагогической элите, которая вопреки нищенской зарплате и экстремальной социальной ситуации работает с полной самоотдачей.

Особую тревогу вызывают такие установки в реформировании образования, как:

- ориентация на принятие западных моделей образования, игнорирование лучших традиций российской педагогики;

- внедрение рыночного подхода к образованию. На практике он означает, что извечные цели образования - дать ребенку знания о мире, развить его как многогранную личность, ответственную за себя и общество - практически отвергнуты. Это приведет к тому, что школа будет не воспитывать человека, а создавать биокомпьютер, вкладывая в него программы, пользующиеся спросом на рынке. Не случайно вместо искусства учителя и педагогического творчества все чаще говорится об \"образовательных технологиях\", \"антропотехнике\", \"человеческом ресурсе\" и т. д.;

- дефундаментализация образования, то есть подмена знаний, ориентированных на формирование в сознании подрастающих поколений целостной научной картины мира, информацией и навыками сугубо прагматического и технологического характера;

- дегуманитаризация образования, выражающаяся в замене собственно гуманитарных, мировоззренческих дисциплин, формирующих нравственный стержень личности и широту мышления (истории, философии, литературы), науками социально-экономического цикла (политологией, экономикой, маркетингом, менеджментом);

- ориентация на \"уход\" государства из образования, что коммерциализирует образование, закрепляет нищенское положение педагогических работников;

- реструктуризация сельской школы;

- переход на 12-летнее школьное обучение, хотя ученые, педагоги-практики, родители выступают против этого \"новшества\" и считают его очередной авантюрой с трудно предсказуемыми социальными и экономическими последствиями [8].

 

Бизнес-образование в России

 

Сегодня в России существует более 70 бизнес-школ, готовящих по программам МВА управляющих высшего звена. Чтобы привить навыки управления миллионам работающих россиян, бизнес-образование должно стать массовым.

Многие российские менеджеры не имеют специального экономического или финансового образования. На программе MBA они могут получить знания в этих областях, причем с ориентацией на практическую деятельность. Кроме того, управленцу в какой-либо узкой отрасли часто не хватает более широкого представления о рыночных механизмах, и его также можно получить в бизнес-школе.

Бизнес-образование необходимо руководителям любой области, включая гуманитариев, политиков, медиков и чиновников. Учить эффективному управлению нужно и директора музея, и главврача больницы, и министра. – уверен Михаил Иоффе, ректор Института экономики и финансов \"Синергия\".

Специалисту среднего звена, например, аудитору или бухгалтеру, повысить деловую квалификацию намного проще, чем политику или крупному чиновнику, и для этого не обязательно получать степень МВА. Можно пойти учиться на специальные курсы, но удобнее, если курсы сами придут в компанию.

Существуют разные формы бизнес-образования – семинары, тренинги, курсы, корпоративные университеты и т.д. [9].

О том, каким является сегодняшнее российское бизнес-образование и каковы перспективы его дальнейшего развития, что такое МВА и каково его место в системе бизнес-образования в России и в мире, шла речь в среду, 25 октября 2006 года в ходе круглого стола «Бизнес-образование в России», который провел издательский дом «Комсомольская правда».

Сегодня, отметила декан Высшей школы финансового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Елена Лобанова, бизнес-школы в России появляются с невероятной скоростью, и она в целом позитивно оценила это явление. Однако при этом она подчеркнула, что лидеров делового образования в нашей стране не так уж много: лишь около 10 учебных заведений. При этом, по словам Е.Лобановой, «главное, что есть спрос на бизнес-образование». Тем не менее в России появилась и «графомания в бизнес-образовании», с которой необходимо бороться. Как раз для этого и нужны лидеры в данной сфере, которые могли бы определять общие тенденции образования и формировать его качество.

Е.Лобанова отметила, что деловое образование не ограничивается исключительно МВА. МВА, пояснила она, - это «мастер делового администрирования», эта программа дает представление о том, «как делать работу», учит принимать управленческие решения различного уровня, ни больше и ни меньше. Однако, отметила она, в России МВА воспринимается как «путь в светлое будущее». Более того, в нашей стране МВА считают чем-то однородным, хотя в мире сегодня существуют тенденции дифференциации программ МВА в связи с ориентированностью их на ряд профессиональных ниш. Кроме того, помимо МВА, существует множество и других программ бизнес-обучения, в том числе Master of science, которая рассчитана, в отличие от МВА, на подготовку не управленцев, а аналитиков.

Российской проблемой Е.Лобанова назвала и то, что деловая среда еще не готова к восприятию специалистов с качественным бизнес-образованием, в том числе и получивших МВА.

Директор Института мировой экономки и бизнеса РУДН Юрий Мосейкин среди проблем российского делового образования отметил нехватку качественных преподавательских кадров, которые умели бы пользоваться кейсовыми технологиями, вести тренинговые занятия, а не просто читать лекции [10].

Как считает ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников, обеспечение соответствия российского бизнес-образования существующему мировому уровню пойдет как через некий процесс «приспособления», так и через преодоление требований «Запада» – развитие собственной парадигмы.

Согласно первому пути школы будут изучать международный опыт бизнес-образования, займутся исследованием стандартов и анализом соответствия образовательных систем этим стандартам, пойдет «подтягивание» образовательных технологий до так называемого международного уровня. Все будет делаться для усиления привлекательности образовательных услуг через создание особенных ценностей для клиентов. Результат этой деятельности ожидается в виде осуществления международной аккредитации и международного признания.

Второй путь развития бизнес-образования более амбициозен для страны. Он предусматривает устремление к высоким уровням целеполагания. А это уже, в свою очередь, предполагает критическое осмысление международного опыта бизнес-образования ради извлечения конструктивных уроков опережающего развития, осознание национальных особенностей преподавания и затем уже освоение нового. Анализируя преимущества российского образования и используя «разницу» между российским и западным подходами к бизнес-образованию как ресурсу для развития, делая самостоятельное и опережающее развитие «высоких технологий постиндустриального образования», отстаивая и утверждая высокие стандарты в бизнес-образовании, страна сможет построить свою систему бизнес-образования. Но это, предупреждают эксперты, отнюдь не легкое дело.

Как считает ректор института МИРБИС Станислав Савин, наиболее удобная стратегия – это когда школа одновременно работает и по западным, и по российским стандартам. Это важно, поскольку иначе школа не получит аккредитацию европейских вузов и ассоциаций. Кстати, только после вступления в Болонский процесс Минобразнауки РФ стало ориентироваться на западные стандарты. А сегодня опытные со стажем работы бизнес-школы России добились уже того, что их партнеры на Западе закладывают в своих программах в качестве обязательного компонента обучение в России. Это стало возможным лишь при максимальном учете всей системы требований партнеров. Такие школы предоставляют слушателям выбор – он может получить российский или западный диплом МВА. Наличие второго диплома дополнительно облегчает трудоустройство за рубежом. А обязательной составляющей таких программ является зарубежная стажировка [11].

 

Выводы

 

На фоне сложившейся рыночной и социальной ситуации в России трудно спрогнозировать исход проблемы состояния образовательной сферы. Здесь следует сделать упор на кадровую политику и на развитие культуры общества в целом, в том числе посредством ненавязчивой информационной пропаганды культурно-этических ценностей.

Нам не хватает прогрессивно мыслящих, квалифицированных, культурно развитых учителей и преподавателей вузов. И дело здесь не только в недостаточном финансировании образовательной сферы. У людей отсутствует не только материальный, но и морально-духовный стимул. Работа преподавателей и учителей (также как и медиков) требует колоссальной самоотдачи. А на такой повседневный подвиг способны далеко не многие. Тем более, при отсутствии ещё и материального стимула. То же касается и научной сферы.

На высшем уровне необходимо выработать новую парадигму развития Российского государства в целом, и образования как его опоры и достояния. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурным, научным, образовательным и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе.

На сегодняшний день существуют две основные тенденции реформы образования в России:

- глобализация образования в условиях «информационного бума»; интеграция в общемировой образовательный процесс.

- модернизация образования – элементы западных моделей на основе Российской системы.

Пути выхода из кризиса:

- увеличить финансирование образования и науки;

- мотивировать обучение и подготовку высококвалифицированных специалистов не только в областях экономики и права, но и в различных отраслях промышленности, науки и культуры, а чтобы решить проблему образования – прежде всего в педагогической сфере (иными словами, люди должны жаждать знаний и любить своё дело – высокая степень мотивации);

- параллельно с первым пунктом и для осуществления второго, необходимо, как было сказано выше, обеспечить ненавязчивую пропаганду в СМИ и глобальной сети культурно-этических ценностей и пользы образования как основного мотиватора наряду с достойной зарплатой;

- реформа образования в России не должна в корне ломать традиций российского образования; необходимо принять от Западной модели всё самое лучшее, при этом не разрушая той образовательной системы, которая вызывает уважение во всём мире; образованию нужна мягкая реформа.

Как было сказано выше, в числе прочих Россия сильна человеческими ресурсами. Независимо от финансирования, настоящее образование в любом случае всегда держалось на энтузиастах. Такие люди всегда были, есть сейчас и будут в нашем государстве. Именно они в условиях кризиса не позволили совсем обмельчать нашему образованию и науке. И пока они есть, мы можем надеяться на благоприятный выход из кризиса и дальнейшее развитие Российского образования.

 

Источники

 


Возврат к списку




Вход на сайт