Как правильно организовать учетную политику по ГОЗ?
Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Он необходим для того, чтобы отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, так необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию. Также ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ. Он позволяет в ходе выполнения контрактов ГОЗ диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.
Для правильного ведения раздельного учёта необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета. Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:
Вообще, организация раздельного учета на каждом предприятии формируется индивидуально. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного корпоративного положения по раздельному учету или отдельной инструкцией. При проверке наличия раздельного учета, прокуратура запрашивает у исполнителей ГОЗ помимо первичных документов, приказов, калькуляций затрат, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета товаров, материалов, доходов, расходов и т.д. И здесь кроется опасность, поскольку раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового раздельного учетов. Перечислим обязательные атрибуты соблюдения требований раздельного учета:
Основными принципами ведения раздельного учета рез-в ФХД (47 ПП) можно считать:
Реализация принципа раздельного учета осуществляется посредством пяти важных пунктов:
С 14 мая 2018 года изменился порядок раздельного учета ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 N 543). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.
Поправки, внесенные Постановлением Правительства от 04.05.2018 № 543, и вступившие в силу с 14 мая 2018 года вводят особые правила ведения раздельного учета для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ. Эти правила распространяются не только на головных исполнителей гособоронзаказа, но и на организации, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнителей, участников кооперации). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.
Новые правила определяют единые принципы и методику ведения раздельного учета, устанавливают новые формы отчетности при исполнении госконтрактов (контрактов), регламентируют порядок контроля (сопоставления) процесса формирования цены и этапов финансирования работ по госконтракту, в т.ч. для текущего мониторинга показателей фактической прибыли и целевого расходования средств специальных (отдельных и лицевых) счетов.
Также с 1 июля 2018 г. изменились правила осуществления закрытых закупок в сфере гособоронзаказа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428. В связи с ужесточением ответственности крайне необходимо владеть актуальной информацией о дальнейших изменениях в сфере закупок для нужд обороны и безопасности.
В целях адаптации к новым законам, которые повлекут за собой масштабные изменения в процессах планирования, бюджетирования, контрактации и другие аспектах жизнедеятельности предприятий, преподаватели нашего центра повышения квалификации подготовили экспертно-консультационный семинар по проблемным вопросам повседневной практики в сфере раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, калькулирования затрат и нормирования материальных ресурсов, ценообразования и обоснования себестоимости, а также банковского и казначейского и сопровождения:
На основе анализа результатов контрольной деятельности и обобщения практики привлечения к административной ответственности на семинаре будут также даны практические рекомендации по организации и ведению раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ.
|
РЕКОМЕНДУЕМ
17 января 2025
Москва Практические вопросы казначейского сопровождения расчетов по госконтрактам в 2025 г. |