ТЕЛЕФОНЫ
+7 499 / 703-23-48 / +7 812 / 703-83-27 +7 499 / 703-23-48

Как правильно организовать учетную политику по ГОЗ?

Раздельный учет по гособоронзаказу исполнитель обязан вести по каждому контракту. Он необходим для того, чтобы отчитаться перед заказчиками и контролирующими службами, а также обосновать расходование бюджетных средств. Ведение раздельного учета по контрактам обеспечивает получение достоверной информации о фактических расходах предприятия при выпуске продукции ГОЗ, так необходимой для соблюдения баланса интересов государственного заказчика и исполнителей ГОЗ при калькулировании цен на продукцию. Также ведение раздельного учета может дать существенные выгоды и непосредственно организациям-исполнителям ГОЗ. Он позволяет в ходе выполнения контрактов ГОЗ диагностировать различные виды рисков и своевременно на них реагировать, не доводя ситуацию до нежелательных последствий.

Для правильного ведения раздельного учёта необходимо организовать аналитический учет требуемой детализации, а также разработать и закрепить в учетной политике методику раздельного учета. Для разработки такой методики, кроме общих положений бухгалтерского учета, исполнителю гособоронзаказа следует руководствоваться:

  • Правилами ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 47 (далее - Правила N 47);
  • Порядком определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденным приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 (далее - Порядок N 200)

Вообще, организация раздельного учета на каждом предприятии формируется индивидуально. Конкретная методика является элементом учетной политики (ее разделом или приложением), но может быть оформлена и в виде самостоятельного корпоративного положения по раздельному учету или отдельной инструкцией. При проверке наличия раздельного учета, прокуратура запрашивает у исполнителей ГОЗ помимо первичных документов, приказов, калькуляций затрат, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета товаров, материалов, доходов, расходов и т.д. И здесь кроется опасность, поскольку раздельный учет ГОЗ существенно отличается от бухгалтерского и налогового раздельного учетов.

Перечислим обязательные атрибуты соблюдения требований раздельного учета:

  • Открытие (ведение) отдельного заказа по каждому контракту;
  • Документальное подтверждение прямых расходов;
  • Пропорциональное отнесение накладных и коммерческих расходов.

Основными принципами ведения раздельного учета рез-в ФХД (47 ПП) можно считать:

  • Объект учета. Выбор (определение) единицы учета.
  • Требование к оформлению первичной учетной Документации и ведению регистров аналитического учета.
  • Порядок распределения накладных и коммерческих расходов.
  • Порядок определения финансового результата.

Реализация принципа раздельного учета осуществляется посредством пяти важных пунктов:
  • Определения принципа раздельного учета в учетной политике;
  • Регламентации порядка открытия (закрытия) заказа;
  • Установления требований к документообороту, в т.ч. к оформлению первичных учетных документов (лимитно-заборные карты, табеля, акты списания, заказ-наряды и т.д.);
  • Формирования себестоимости единицы продукции (порядка отнесения прямых и косвенных затрат);
  • Формирования отчетных документов по исполненным контрактам с указанием прибыли и оформлением отчетных калькуляций

С 14 мая 2018 года изменился порядок раздельного учета ГОЗ (Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 N 543). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.

Поправки, внесенные Постановлением Правительства от 04.05.2018 № 543, и вступившие в силу с 14 мая 2018 года вводят особые правила ведения раздельного учета для организаций, выполняющих государственный оборонный заказ. Эти правила распространяются не только на головных исполнителей гособоронзаказа, но и на организации, участвующие в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнителей, участников кооперации). Теперь организация, выполняющая ГОЗ участвующая в поставках продукции по ГОЗ (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту.

Новые правила определяют единые принципы и методику ведения раздельного учета, устанавливают новые формы отчетности при исполнении госконтрактов (контрактов), регламентируют порядок контроля (сопоставления) процесса формирования цены и этапов финансирования работ по госконтракту, в т.ч. для текущего мониторинга показателей фактической прибыли и целевого расходования средств специальных (отдельных и лицевых) счетов.

Также с 1 июля 2018 г. изменились правила осуществления закрытых закупок в сфере гособоронзаказа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428. В связи с ужесточением ответственности крайне необходимо владеть актуальной информацией о дальнейших изменениях в сфере закупок для нужд обороны и безопасности.

В целях адаптации к новым законам, которые повлекут за собой масштабные изменения в процессах планирования, бюджетирования, контрактации и другие аспектах жизнедеятельности предприятий, преподаватели нашего центра повышения квалификации подготовили экспертно-консультационный семинар по проблемным вопросам повседневной практики в сфере раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, калькулирования затрат и нормирования материальных ресурсов, ценообразования и обоснования себестоимости, а также банковского и казначейского и сопровождения:

ГОСОБОРОНЗАКАЗ в 2020 гг. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА, НОРМИРОВАНИЯ ЗАТРАТ, ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ, БАНКОВСКОГО И КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ.

На основе анализа результатов контрольной деятельности и обобщения практики привлечения к административной ответственности на семинаре будут также даны практические рекомендации по организации и ведению раздельного учета результатов ФХД при выполнении ГОЗ.






Вход на сайт